четверг, 15 мая 2014 г.

Кухонная философия.

Уважаемые, отправляйте мне ваши отзывы и предложения, угрозы и оскорбления. Я ими питаюсь.
И еще: я разобрался, как разрешить анонимные комментарии. Крушите и наслаждайтесь!


Несколько дней назад у меня произошел интересный диалог. Я и двое моих друзей (назовем их Александр и Дарья, хорошие ведь имена?) убивали время на кухне.

Алекс выдвинул примерно следующий тезис:
Мы, люди, считаем себя какими-то особенно духовными, отличающимися от животных. Верим в чувства, мораль и тому подобное. А ведь моя собака тоже может плакать и любит меня. Чем её чувства хуже? Выходит, нет никакого качественного скачка между человеком и всем остальным. Есть только медленное последовательное развитие, от частиц - к микроорганизмам, водорослям, и так далее к человеку.
Более того, нам говорят о душе, о том, что именно с ней связаны наши переживания. В то время как в действительности все происходящее - результат движения и взаимодействия частиц, а чья-то там, скажем, любовь - просто воздействие гормонов, сложных химических соединений.
Это - моя материалистическая точка зрения, и я не вижу в ней никакого противоречия.
Конец цитаты.

На это я (пусть я буду Эдуардом, клевое имя), ответил:
Твоя точка зрения - всего-навсего описательная модель сущего. Она работает в определенным пределах, как, скажем, работает ньютоновская механика. Ты не видишь в ней противоречий, потому что ты живешь в мире нормальных размеров и малых скоростей, говоря аналогиями. Но ты не можешь быть уверен в своей правоте наверняка.
Модель мира влюбленного подростка, с душой, любовью и стихами, тоже работает. В определенных пределах. Поэтому она тоже имеет право на существование и тоже правильна, если не забывать об ограничениях.
Люди, которые говорят о душе, тоже правы. Их мозг подает им информацию в виде переживаний, и они говорят себе "Давайте назовем это душой". Так же, как когда-то кто-то назвал нечто странное гравитацией (а ведь почему гравитация работает до сих пор никто толком не объяснил).
Вы используете разную терминологию, разный набор формулировок. Слова - это инструменты, ярлыки, наклейки. Глупо верить или не верить в наклейку на вине, когда его можно попробовать. И вкус вина ничуть не изменится от того, что ты назовешь его гормональным взрывом, любовью или инстинктом размножения.

Мы поспорили. Дошли до того, что же такое "бог". Я рассказал свои детские представления о гегельянстве, рассказал о том, что мировой порядок (который, несомненно, есть - Вселенная работает как часы) - это проявление божественных сил.

Александр ответил мне, что все мои аргументы просто укрепляют его уверенность в своей правоте, потому что я говорю о том же, о чем и он. Мы покурили, и он вернулся в свою комнату.

На кухне остались только я и Даша. Я просил у нее, что она думает по этому поводу, и кто же все-таки прав.

-Да ну с вами спорить, вы оба не понимаете о чем говорите. Вы-то напишете формульно свою "гармонааальную риааакцию", умники? Не-а. А рассуждаете, как будто в этом разбираетесь.

2 комментария:

  1. даша - молодец. Сразу к сути подошла. Делать нечего, разговоры разговаривать. Слова вообще штука пустая. Лучше б групповуху замутили. А то скоро 30ник поразмениваете, а детям про оргии рассказать не сможете.

    ОтветитьУдалить
  2. Джош, я люблю побеждать партнершу, а втроем это в два раза сложнее. Так что ну его.

    ОтветитьУдалить